О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» с. Шатой Шатойского муниципального района»(далее MfiДOУ) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказом Министерства образования и науки Российской федерацииNв 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), на основе примерной (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15), образовательной программой
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.М.: Мозаика-Синтез, 2014г. 368c.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012r.Ns 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 14.11.2013г., № 30384)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря l993r.)(c поправками);
-Указ Президента Российской Федерации от 21июля 2020г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный Закон от28июня2014г.Nв 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.
№2945-p об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Уровень ДОУ:
- Устав ДОУ;
Программа направлена на:
- создание условий для развития ребенка, открывающихся возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
- net в‘і‹' і‹› LiiC гшзс с Ја іш.i\m су‹› ьLx’i ci›i и t›6 э‹:i’.іtівсі’і’е.i i.i п:.ix (.i’i'нtii іешз Ii;
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
Целью Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Формирование гармонично развитой высоконравственной личности, традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от пола, нации, языка и социального статуса;
- обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- оказать консультативную помощь и поддержку родителям (законным представителям), занимающимся семейным воспитанием детей дошкольного возраста;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
- содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народам и независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому МБДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Деятельность педагогов МБДОУ по реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса
Согласно ФГОС ДОУ, часть ООП ДОУ формируется участниками образовательного процесса и отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; на условия, в которых осуществляется образовательный процесс и направлена на поддержку областей основной части программы.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, реализуется через парциальные программы «Мой край родной», «Играем в экономику»,
«Физкультурные занятия в ДОУ» и охватывает все образовательные области через:
- ознакомление дошкольников с культурой и историей родного края, через знакомство с чеченским орнаментом, театрализованной деятельностью по мотивам чеченских народных сказок;
- изучение основ финансовой грамотности обеспечивающее формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
Основной целью ознакомления дошкольников с культурой и историей родного края является развитие познавательного интереса к истории родного края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
— Создание условий для культурной идентификации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края.
— Развитие у дошкольников любознательности к культуре, истории и природе родного края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие.
— Формирование у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, интереса к национальной, народной и профессиональной культуре Чечни.
Целью реализации парциальной программы Е. А. Мироненко «Играем в экономику» является побуждение интереса у дошкольников к изучению мира экономики и финансов.
Цель программы: формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
— Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.
Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.
— Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к
Т]Э Д ВЗ]ЭОGПЫХ.
— Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.
Принципы и подходы к формированию ООП ДОУ
В образовательной программе МЬДОУ
на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует признанию самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств, так жена основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей.
В программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке программы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. При разработке
Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой
развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать какдва обособлен ных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»(В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Нравственное воспитание как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Основная образоватейьная программа дошкольного образования:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и принципа
инклюзиив соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, региональной специфики и возможностями образовательных областей;
-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми
возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
- предусматривает развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности;
- основывается на принципе гуманизма (гуманности), где каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшеи ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие;
- обеспечивает интеграцию образовательного процесса. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работьi лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности;
—строится на принципе ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- сочетает принципы индивидуально-дифференцированного подхода и возрастносообразности. Содержание и методы воспитательной работы соответствуют возрастным особенностям ребенка и с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
- основывается на принципе культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- предусматривает эффективность взаимодействия. Все участники воспитательного процесса доброжелатедьно, конструктивно и эффективно взаимодействуют с другими людьми, в том числе, с представителями различных культур, возрастов, людей с OB3.
Возможность реализации Программы обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:
- наличие высококвалифицированного кадрового потенциала в МБДОУ;
- материально-техническое оснащение МБДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современньlх требований;
- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов МБДОУ.
Основные принципы, используемые в части ООП, формируемой участниками образовательного процесса:
При построении педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с культурой и историей родного края использованы следующие базовые принципы:
- принцип гуманизации: умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке
полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству. - принцип дифференциации: создание необходимых условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, с учетом возраста, накопленного им опыта.
- принцип интегративности: установление межпредметных связей, использование краеведческого материала с учетом сочетания всех видов детской деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
- принцип экономического воспитания обеспечивает необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.).
Индивидуальный подход — учет особенностей восприятия каждого ребенка.
Используемая основная и дополнительные программы
Образовательн ая область |
Основнаяобразовательная программа дошкольного образования |
Дополнительные программы |
Познавательное развитие |
Основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию пр.отокол от 20.05.2015 № 2/15)«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - Программа воспитания |
3.М.Масаева «Мой край ]ЭОДНОЙD Е.А. Мироненко «Играем в экономику» для детей старшего дошкольного возраста |
Физическое развитие |
Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. |
|
Художественно- эстетическое развитие |
И. Каплунова, И. Новоскольцева Программа по М ЗЫКdЛЬНОМ ВОGПИТ£tНИЮ |
|
|
|
«Ладушки» |
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития воспитанников МБДОУ Общие сведения о МБДОУ:
МБДОУ размещается в арендованном этажном здании. Имеется большой участок для размещения игровых площадок.
Работает в режиме 5-ти дневной недели с выходными днями: суббота, воскресенье и праздничные дни. Время пребывания детей: с 7.00 до 19.00 (12 часов).
МБДОУ осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе
возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования (Устав).
МБДОУ обеспечивает обучение, воспитание и развитие детей в возрасте от 2 лет
до 6 лет в группах общеразвивающей направленности. Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики. Ежегодный контингент воспитанников формируется на основе социального заказа родителей. Комплектование групп определяется:- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
- Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального района; -
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- Уставом МБДОУ.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория |
Направленность групп |
Количество групп |
Количество детей |
От 2 до 3 лет |
Общеразвивающая |
1 |
28 |
От 3 до 4 лет |
Общеразвивающая |
1 |
40 |
От 4 до 5 лет |
Общеразвивающая |
1 |
28 |
От 5 до 6 лет |
Общеразвивающая |
1 |
44 |
Всего 4 группы — 140 детей |
Еадровый потенциал
Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив МБДОУ составляет 30 человек. Воспитательно-образовательную работу осуществляют 12 педагогов:
— Воспитатели — 9 Музыкальный руководитель
— Педагог дополнительного образования Инструктор по физической культуре
Характеристика кадрового состава |
|
|
1. По образованию |
высшее педагогическое образование |
4 человек |
среднее педагогическое образование |
8 человек |
|
2. По стажу |
до 5 лет |
10 |
от 5 до 10 лет |
2 |
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Рабочая программа воспитания (далее Программа) является обязательной частью основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» с. Шатой» и предусматривает требования Федерального закона N 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. При составлении Программы использованы:
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. 3в 2945-p об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа воспитания учитывает «Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования PAO в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21)
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Шатой» (далее — ДОУ). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела — целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российскомобществе правил и норм поведения в ицтересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимногоуважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (п.2 ст. ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ) программа воспитания ДОУ основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
В целевых ориентирах рассмотрены возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями. В планируемых результатах определены направления программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражены взаимодействие участников образовательных отношений (далее ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОУ. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Программа воспитания . ДОУ основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.
ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей — социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
Программа воспитания ДОУ осуществляет социальное партнерство с другими организациями.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Рабочая образовательная программа обеспечивает познавательное и экологическое развитие детей в возрасте 5 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В данной рабочей программе представлена модель организации образовательной деятельности по реализации образовательной области
«Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы « От рождения до школы» и парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Программа рассчитана на три возрастные группы: средняя группа (от четырѐх до пяти лет), старшая группа (от пяти до шести лет) и подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).
Рабочая программа составлена на основе следующих регламентирующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 01.01.20l4r. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Цель программы: развитие интереса, любознательности, формирования первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных зон; формирование экологической культуры
ДОШКОЛ ЬНИКОВ.
Задачи:
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически-ориентированного взаимодействия с ее объектами.
Формировать способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы. Вырабатывать умения сравнивать и выявлять простейшие причинно-следственные связи-
находить оптимальное ретиение различных по степени слож ности экологических ситуаций
Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки. Вырабатывать практические умения и навыки природоохранной деятельности.
Рабочая программа предусматривает интеграцию содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие». Интегративный принцип является ведущим, что соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013, № 1155).
Задачи по развитию экологической культуры реализуется через:
• нетрадиционные формы занятий по ознакомлению с природой: тематические, с элементами психогимнастики, интегрированные;
• занятия, игры, тренинги, практические занятия посредством встреч с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды, экскурсии в природу, знакомство с природой родного края в районном музее, на выставках (выставки домашних животных, выставки цветов), учебным фильмам;
• участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.
• предметно—развивающую среду: в каждой гpyппe имеется уголок природы, где расположены комнатные растения, предметы ухода за растениями, календарь природы, дневник наблюдений за погодой.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Модернизация дошкольного образования, введение действие Федерального закона «Об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)предлагает создание единого образовательного пространства детства, которое на основе принципа интеграции адаптивности позволит обеспечить успешную социализацию каждого ребенка - дошкольника.
Согласно ФГОС До образовательная программа состоит из двух частей: из обязательной части и из части формируемой участниками образовательных отношений.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ/или созданных ими самостоятельно. Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована:
- на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что имеется высокая необходимость в системе дошкольного образования Чеченской республики наличие разработанных региональных программ для разработки части, формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Актуальность программы. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа. изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю. надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение- важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения «малой родине, к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке, перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края
-одно из самых действенных средств воспитания труженика, прикипевшего к нему сердцем и душой , человека.
В чеченской республике 14.02.2013г. утверждена Единая концепция духовно нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики, целью которой является:
-привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, ндей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи;
воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, ответственного, образованного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России.
В данной концепции затрагивается дошкольное образование, как важный период в жизни ребенка, когда формируется ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе родной земле. Именно современные дошкольные образовательные организации призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентация и нравственного поведения детей.
Система образования призвана сформировать у детей чувство глубокого уважения и почитания к культуре своего народа, признательность просветителям нашей страны, интерес к се истории. Воспитанники должны знать особенности исторически традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, с уважением относиться к представителям этих религий. Трудно представить процесс духовно-нравственного воспитания детей вне религиозных традиций и культуры.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС До является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей. которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию B течение жизни, успешного различных сфе B жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование экономической грамотности. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен ОСНОВ понимать, откуда берутся деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, уметь ориентироваться в современном мире.
Парциальная программа по экономическому воспитанию дошкольников <<Играем в экономику» (далее - программа) разработана в соответствии требованиями современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в области дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса со старшими дошкольниками в рамках цикла занятий по социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет.
Программа опирается на основные положения и принципы ФГОС ДО способствует формированию основ экономической грамотности старших дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями, содействует развитию детской инициативы и самостоятельности.
Программа разработана учетом методических разработок no экономическому воспитанию Лалетиной Н.А., Салыковой Ж.В., Ожегиной О.П. и собственного педагогического опыта работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |